В 1994 году Сергей Галицкий основал компанию по продаже бытовой химии и косметики под названием "Тандер". За несколько лет она стала одним из ведущих дистрибьютеров бытовой химии и косметики в России. В 1998 году компания решила выйти на рынок продуктовой розницы и открыла первый розничный супермаркет "Магнит" в Краснодаре. К 2005 году в сети "Магнит" уже работало 1,5 тыс. торговых точек, и компания стала лидером продуктового ритейла по количеству покупателей...
История компании
В 1994 году Сергей Галицкий основал компанию по продаже бытовой химии и косметики под названием "Тандер". За несколько лет она стала одним из ведущих дистрибьютеров бытовой химии и косметики в России. В 1998 году компания решила выйти на рынок продуктовой розницы и открыла первый розничный супермаркет "Магнит" в Краснодаре. К 2005 году в сети "Магнит" уже работало 1,5 тыс. торговых точек, и компания стала лидером продуктового ритейла по количеству покупателей.
В 2006 году "Магнит" провел успешное IPO и начал строительство гипермаркетов. В 2008 и 2009 годах компания провела SPO на Лондонской фондовой бирже и ММВБ, увеличив свою долю акций в свободном обращении до 47,8%. В 2010 году "Магнит" открыл первый магазин "Магнит Косметик", введя в свою розничную сеть дрогери-формат.
С 2011 года компания начала осваивать новое направление деятельности - собственное производство овощей в тепличных комплексах. В 2012 году стоимость акций "Магнита" на Лондонской бирже превысила $21 млрд, что стало внутренним рекордом компании. В 2013 году "Магнит" стал абсолютным лидером российского ритейла по количеству магазинов, торговых площадей, темпам роста, эффективности и объему продаж.
В 2015 году "Магнит" открыл в Краснодаре самый большой гипермаркет сети и подписал инвестиционное соглашение о создании в городе индустриального парка. В 2016-2017 годах были введены в работу пять распределительных центров "Магнит" в различных регионах России. В 2017 году были запущены два новых формата магазинов - "Магнит-Опт" и "Магнит Аптека", а также крупнейший в России грибной комплекс по выращиванию шампиньонов.
В 2018 году Сергей Галицкий продал 29,1% акций "Магнита" банковской группе ВТБ. Сумма сделки составила 138 млрд руб. С тех пор крупнейшим акционером "Магнита" стала инвестиционная компания Marathon Group Александра Винокурова.
В 2021 году "Магнит" стал третьей по выручке частной компанией в России, уступая только "Лукойлу" и X5 Group. Компания также приобрела сеть магазинов "Дикси". На июнь 2023 года "Магнит" насчитывает более 28 000 торговых точек в 67 регионах России.
Структура и активы компании
На конец 2020 года "Магнит" владеет 21 564 торговыми точками в 66 регионах России. Участниками программы лояльности сети являются более 43 млн человек. Компания обладает логистической инфраструктурой, включающей 38 распределительных центров и около 4400 автомобилей.
В 2019 году "Магнит" насчитывал 20 860 магазинов, включая магазины у дома, супермаркеты "Магнит Семейный" и магазины дрогери. Большинство магазинов компании расположены в городах с населением менее 500 000 человек. "Магнит" также имеет собственную логистическую систему, включающую 38 распределительных центров и автопарк из более чем 5 000 автомобилей.
В 2018 году компания насчитывала 16,35 тыс. продовольственных магазинов в различных форматах, а также имела дистрибьюторскую сеть с 38 распределительными центрами и около 5,776 тыс. автомобилей.
Будущее компании
В 2021 году "Магнит" объявил о покупке контрольного пакета акций и всех магазинов компании "Дикси" за 92,4 млрд руб. Это позволит "Магниту" укрепить свои позиции на рынке и расширить свою розничную сеть.
Сеть "Магнит" продолжает развивать свои новые форматы магазинов, такие как "Магнит-Опт" и "Магнит Аптека". Компания также активно внедряет инновационные технологии и улучшает программы лояльности для клиентов.
В целом, "Магнит" продолжает быть одним из ведущих игроков в российском ритейле, стремясь удовлетворить потребности своих клиентов и развиваться в соответствии с трендами рынка.
См. также
Что нам скажет Википедия?
«Магни́т» — российская сеть розничных магазинов. Основана в 1994 году в Краснодаре Сергеем Галицким, владевшим и управлявшим компанией до 2018 года. С 2021 года крупнейший акционер — инвестиционная компания Marathon Group Александра Винокурова.
История
Фирма «Тандер» основана в 1994 году в Краснодаре Сергеем Галицким, первоначально занималась оптовыми поставками парфюмерии в южных регионах России. В 1998 году компания открыла первый розничный супермаркет «Магнит» в Краснодаре. Первоначально Галицкий развивал сеть на юге России, избегая конкуренции с крупными розничными компаниями. В начале 2000-х годов небольшие магазины Галицкого были объединены в торговую сеть под названием «Магнит». В 2003 году Галицкий зарегистрировал ОАО «Магнит», которое получило 100 % акций «Тандера».
В 2006 году «Магнит» провёл IPO, на вырученные средства было начато строительство гипермаркетов сети.
В 2010 году открывается первый магазин дрогери-формата — «Магнит Косметик».
В 2012 году создано ООО «МагнитЭнерго» — независимая энергосбытовая организация, призванная оптимизации расходов на электрическую энергию для всех подразделений холдинга.
В 2015 году сеть «Магнит» впервые в России перешагнула отметку в 10 000 торговых точек и продемонстрировала рекордные темпы роста.
В 2018 году компания Marathon Group приобрела 11,82 % акций сети «Магнит» у Группы ВТБ. В том же году «Магнит» приобрел у Marathon Group фармацевтического дистрибьютора «СИА групп»; приобретение входило в стратегию по развитию бизнес-направлений «Магнит косметик» и «Магнит Аптека».
В феврале 2019 года сеть магазинов «Магнит» объявила об обновлении брендинга на новый кроссформатный бренд. Тем самым все магазины сети будут оформлены в единой стилистике и объединены новым слоганом «Давайте дружить семьями!».
С мая 2019 года президент компании Marathon Group Александр Винокуров входит в состав Совета директоров сети «Магнит».
В мае 2021 года «Магнит» объявил о предстоящей покупке контрольного пакета акций и всех магазинов компании «Дикси» за 92,4 млрд руб. Сеть «Дикси» включает 2,6 тысячи магазинов, половина которых находится в Москве и Подмосковье. Предполагается, что «Дикси» продолжит работать как самостоятельное юрлицо, а все магазины продолжат работу под собственным брендом.
В ноябре 2021 года Marathon Group увеличила свою долю в капитале сети до 29,2 %, став таким образом её крупнейшим акционером.
В январе 2022 года компания выкупила активы у издательского дома «Гастроном», специализирующегося на кулинарии, с целью развития медиаплатформы о еде.
Летом 2023 года «Магнит» объявил о намерении выкупить свои акции у нерезидентов, лишившихся возможности торговать ими из-за санкций. Цена выкупа была установлена на уровне 2215 рублей за акцию, что на момент объявления оферты составляло 50 % рыночной цены. Первоначально «Магнит» планировал выкупить 10 % от от числа выпущенных акций, но на волне повышенного интереса увеличил квоту до 29,8 %. В сентябре 2023 года «Магнит» сообщил, что выкупил 21,5 % акций у 189 зарубежных инвесторов из 21 страны за 48,5 млрд рублей.
Финансовые показатели
В 2022 году выручка компании составила 2,35 трлн рублей, чистая прибыль сократилась на 34 % (к 2021 году) до 34,1 млрд рублей.
Владельцы и руководство
С момента основания компании и до февраля 2018 года Сергей Галицкий был бессменным генеральным директором группы компаний «Магнит». В феврале 2018 года Галицкий принял решение продать большую часть своей доли в компании банку ВТБ. После этого был избран новый состав Совета директоров и сформирована новая команда менеджмента.
С 26 июня 2019 пост генерального директора занимает Ян Дюннинг (ранее должность генерального директора занимала Ольга Наумова, покинувшая компанию во втором квартале 2019 года). Вместе с тем, с 17 января 2019, Дюннинг занимает должность президента сети «Магнит».
В ноябре 2021 года ВТБ продал 17,28% обыкновенных акций «Магнита» компании Marathon Group, которая была создана в 2017 году Александром Винокуровым (зятем главы МИД РФ Сергея Лаврова) и Сергеем Захаровым. К 31 декабря 2022 года Marathon Group владела 29,2% компании.
Регионы присутствия
Магазины сети «Магнит» представлены в семи федеральных округах:
В апреле 2022 года «Магнит» объявил о выходе на рынок Узбекистана с сетью дрогери MCosmetic, занимающейся продажами товаров для красоты и здоровья. В апреле 2023 года «Магнит» сообщил о планах до конца года увеличить число торговых точек с 20 до 80 в стране за счет экспансии в регионы.
Форматы магазинов
На 30 июня 2022 года компания насчитывала 26 731 торговую точку в 67 регионах и 4000 населенных пунктах России.
К основным действующим форматам «Магнита» относятся следующие форматы: у дома, супермаркеты «Магнит Семейный», гипермаркеты «Магнит Экстра», аптеки «Магнит Аптека», дрогери «Магнит Косметик», дискаунтеры «Моя цены» и «Первый выбор», а также «Магнит Сити» и киоски «Магнит Go».
«У дома», «Сити», «Вечерний», «Дикси»
В 2004 году после перезапуска все дискаунтеры «Магнит» были переформатированы в магазины «У дома». Они располагаются близко к жилым домам и основным потокам людей — пешеходным или транспортным. Основа ассортимента — продукты питания и товары повседневного спроса и потребления. Средняя площадь магазинов «Магнит» «У дома» составляет 346 м².
Формат «Сити» заработал 11 июля 2019 года. «Магнит Сити» — это небольшой магазин с зоной кафе, где можно зарядить телефон, подключиться к wi-fi, перекусить, взять готовую еду с собой, совершить небольшие покупки. В ассортименте — выпечка, которую готовят прямо в магазине, блюда «ready to eat», кофе и чай с собой, снеки, мытые фрукты, молочные продукты, мороженое, напитки. Площадь магазинов — 150—230 м²., количество SKU — от 2 тыс.
В 2019 году «Магнит» открыл первый алкомаркет под брендом «Магнит Вечерний». В алкомаркете, помимо алкоголя, представлены снеки, кондитерские изделия, орехи, сухофрукты, предметы гигиены и кофе на вынос.
«Семейный», «Семейный Плюс», «Оптовый», «Экстра», «Мегамарт»
Формат «Семейный» — супермаркет, отличается от сегмента «у дома» расширенным ассортиментом, включающим непродовольственные товары, а также большей площадью: в среднем это 1 000 — 1 500 кв. метров. На II квартал 2019 года сеть «Магнит» насчитывала 228 магазинов этого формата.
Новый формат «Семейный плюс» — гипермаркет, магазин площадью 1 500 — 3 000 м², в которых помимо совершения покупок предусмотрено участие в дегустациях и акциях. На II квартал 2019 года сеть «Магнит» насчитывала 239 магазинов этого формата.
Первые магазины «Магнит Опт» были открыты летом 2017 года. Они рассчитаны на предпринимателей и частных покупателей, предпочитающих приобретать товары большим объёмом. В ассортименте магазинов этого формата — около 1,5 тысяч наименований.
«Магнит Экстра» — суперстор. В нём более 22 тысячи товаров, в том числе в категориях «фреш» и «ультрафреш», а также собственные торговые марки «Магнита». Площадь таких магазинов больше, чем у «Семейного».
«Косметик», «Фарма»
«Магни́т Косме́тик» — российская сеть магазинов дрогери, имеющая в своём составе более пяти тысяч магазинов. Принадлежит торговой сети «Магнит».
Средняя площадь магазинов формата «дрогери» составляет 230 м². В их ассортименте представлены в основном непродовольственные товары для красоты и ухода за домом — косметика, бытовая химия, хозяйственные принадлежности.